Нынешние интересы тех, кто хорошо зарабатывает

"Благословившись, начнём.
Хотелось бы обсудить, чем грозит нынешняя ситуация нам, чего можно ожидать и как можно, если уж не повлиять на ситуацию, то хотя бы к ней подготовиться.
В первую очередь, уточним границы нашего собственного «мы». Из числа тех, кто хорошо зарабатывает, мы делаем несколько очевидных исключений.
Исключаем в первую очередь тех, кто вообще не зарабатывает трудовыми либо предпринимательскими усилиями. Это люди, кому доход обеспечен уже имеющейся собственностью, и получение этого дохода не требует сколь-либо существенного личного вовлечения. Сюда, в это исключение, попадают как и те, у кого в собственности 4-6 квартир, кто имеет с них 100-250 тыс руб (в зависимости от города) чистого дохода и не парится, так и собственники крупных работающих бизнесов: их интересы крайне разношёрстны, многие из них связаны различными обязательствами политического характера, а главное – на их уровне текущий доход уже не имеет особого значения; их заначка (включая не только имеющуся недвижимость, но и денежные средства) настолько велика, что и внукам хватит. Они лично и их семьи спокойно переживут любые пертурбации, не тут – так зарубежом. Да, они озабочены тем, что в нынешней ситуации могут потерять бизнес, но эта их озабоченность в корне отличается от нашей озабоченности возможной потерей работы: они сильнее зависят от состояния конкретной отрасли.
Исключаем и тех, кто считает, что хорошо зарабатывает, но на деле просто неплохо живёт на фоне рабочего класса; на деле же эти люди не в состоянии позволить себе действительно вольготный стиль жизни, да и не обладают для этого ни должным интеллекутальным капиталом, ни связями, ни профессиональным опытом.
Проще говоря, диапазон реального личного дохода (включая премии, подработки и т. п.) нашего «мы» можно очертить следующим образом:
Для лиц, у которых нет детей, либо (при наличии детей) супруг также вписывается в эти границы: от 180 000 рублей в месяц для Москвы, 150 000 рублей для Питера и Екатеринбурга, 120 000 рублей для прочих городов. Верхняя граница – 1 000 000 рублей в месяц регулярного дохода в течение нескольких лет подряд.
Для лиц, у которых есть дети, но доход супруга(-и) явно меньше описанных ниже границ, сумма составляет на 30%-50% больше, в зависимости от кол-ва детей и их возраста.
Такое длинное вступление было нужно для того, чтобы те, кто в эти границы не попадает, не возмущались тем, что, мол, «кому-то и жемчуг мелок». Ну а теперь о том, что сейчас происходит.
Курсы доллара и евро растут, что безусловно для нас некомфортно: отдых заграницей дорожает, импортные товары дорожают в первую очередь. Причём по нам бьёт это сильнее, чем по простому люду. У тех в их объёме потребления преобладают либо вообще российские товары, либо те, у которых есть достойная российская замена, либо такие товары, на которые государство будет стараться сдерживать рост цен. Сдерживать же рост цен на авиабилеты в Европу или на импортную одежду никто не будет.
Утешаться тут можно только тем, что со временем рублёвая инфляция выровняет ситуацию, наши доходы тоже вырастут, и курс доллара 39-42 станет привычным. В конце концов, стал же для нас (либо для наших родителей) привычным и комфортным установившийся в 1998-1999 курс 28 после предшествовавшего ему курса 6 рублей за доллар?
Впрочем, есть две категории, которым дискомфорт высокого курса будет скомпенсирован уже сейчас:
1. Те, чей доход номинирован в долларах или евро. Естественно, речь в основном о тех, у кого доход неформальный, либо бонусы привязаны к валютным суммам. Но таких немало: брокеры, обнальщики; лица, занятые в турбизнесе; те, кто связан с иностранным шоу-бизнесом; в некоторых случаях – риэлторы (элитная недвижимость в Мск и Питере пока что реально котируется в долларах). Если доход на сто процентов в долларах (как, например, у меня) то ситуация выгодна уже сейчас: курс доллара вырос за полгода больше, чем на 20%, а цены в среднем всё-таки выросли пока на меньшую величину.
2. Те, кто занят в экспортирующих либо активно импортозамещающих предприятиях. Если т.н. «санкции» и конфронтация продлятся достаточно долго... да даже не столько они, сколько высокий курс доллара продержится хотя бы полтора года, то этого достаточно, чтобы были вложены нехилые деньги в увеличение объёмов отечественного производства — сельхозпродукция, мелкие бытовые товары и т.п. Пока же достаточно, чтобы такие ожидания (высокий курс или санкции хотя бы на полтора года) были в голове у бизнесменов и у кредитующих их банкиров. Эти бизнесмены будут нанимать нас – управленцев, юристов, финансистов, маркетологов, переманивать нас из нефтянки и других отраслей. Естественно, переманивать лучших, а не абы кого попало. Ну так извините, необходимость уметь продавать себя никто не отменял.
Следующее. Введён налог на недвижимость. Штука, конечно, не очень приятная, но с другой стороны, ставки именно для нашего круга вполне терпимые. Т.е. мы-то ругнёмся, но заплатим (вряд ли у кого-то из нас есть недвижка стоимостью более чем на 300 млн руб, для которой ставки действительно драконовские), а вот товарищи, которые живут на 30-50 тыс.рублей в месяц, а особенно — пенсионеры, предпочтут продавать. Что в этом хорошего? Да то, что ценник на недвижку наконец-то упадёт. А ведь, в общем-то, слабая доступность недвижки – одна из наших основных претензий к рынку. На всё остальное при Путине мы вполне неплохо зарабатываем.
Далее. Падают цены на нефть. В нефтяных компаниях, понятное дело, сократятся бюджеты, порежут бонусы, уменьшат набор персонала – как полевого, так и офисного. А если всё-таки дожмут Алекперова с Евтушенковым, и Лукойл с Башнефтью продадут (отдадут) как минимум добывающие активы Роснефти, то тогда не избежать и сокращения офисного персонала в рамках синергии. Впрочем, в основном сократят высокопоставленный, уже успевший себе наворовать персонал, который по реальным доходам куда выше нашего миллиона в месяц. Подозреваю, что эти товарищи в большинстве не выйдут на рынок труда, а спокойно посидят несколько лет дома до следующего витка цен на нефть: у них семьи и так накормлены.
Естественно, падение цен на нефть вызовет падение доходов государства, а как следствие — срежут финансирование бюджетников и снизится размер распиливаемого чиновниками пирога. Чиновники станут злые и голодные. Путин это понимает, поэтому на средних и нижних уровнях сейчас идёт ротация: тех жирных боровов, кто привык брать сотни тысяч долларов, заменяют на молодняк, на тех, кто только-только был подпущен к кормушке (и то в качестве шестёрки), а потому будет рад и скромной пятёрке-десятке за решение в пользу просителя. Зачем это делает Путин? Да очень просто. Он прекрасно понимает, что «боровы» недовольны его политикой, т.к. она мешает им зарабатывать деньги и красиво жить. Даже те боровы, что поднялись при нём, а не при блаженной памяти Б.Н. Ельцине, уже это забыли. Вот Путин (как и Сталин в своё время) хочет освежить гвардию.
Естественно, срезание финансирования бюджетников будет выборочным. Силовиков и оборонку не тронут, скорее даже усилят. Срежут науку и культуру. Школьное образование — перераспределят: окончательно убьют сельские школы (и правильно сделают), но укрепят школы в крупных городах, а особенно — сильные школы, в хороших районах.
Отступление про образование: нам это выгодно: учить детей в хороших государственных школах (чтобы не тратиться на частные). Думаю, со временем разовьётся следующий механизм: в такие школы будут принимать либо по месту регистрации в данном микрорайоне, а микрорайон будет новостроечным и рабочего класса там не будет или почти не будет. Либо в такие школы можно будет поступить только по результатам входных тестов, каковые могут сдать только эрудированные детки из тех семей, где им уделяется внимание. В рабочей семье, где все вкалывают на нескольких работах, ребёнок неизбежно будет менее развит (и это правильно, ибо он должен вырасти в обслугу для моих детей, а не в их конкурента). Аналогично и с государственными вузами: ЕГЭ должно будет мутировать так, чтобы нужного для поступления на бесплатное отделение балла ребёнок из простой школы просто не мог бы набрать без репетитора (на которого денег нет). Но увы, эффект этих мер для нас наступит лет через 10.
Возвращаемся к срезанию. Думаю, будут приканчивать государственное здравоохранение: оставят от него неотложку, роддома и женконсультации (человеческий материал нам нужен!). Естественно, будет адское недовольство широких слоёв населения. И вот тут усиление силовиков будет козырем власти. Силовики – в том числе рядовые, наконец осознают себя не частью народа, а частью привилегированного класса (пусть и особой, низшей и служивой его частью). И будут давить – пусть даже с кровью — выступления рабочего люда. Тому предстоит осознать и смириться, что социальные гарантии брежневских и даже ельцино-путинских времён безвозвратно позади, что медицина – она для богатых, бесплатного жилья больше никогда не будет, а дети их должны идти работать сразу после школы или максимум ПТУ, ибо высшее образование – не для них.
Раздербанивание государственной медицины обеспечит приток в частную медицину квалифицированного персонала и тем самым обеспечит прирост предложения услуг на этому рынке, что неминуемо снизит их стоимость. Это нам на руку. Рабочий люд всё равно не осилит даже сниженный ценник (т.е. массового притока пациентов не произойдёт), а вот мы сможем сэкономить.
Обратите внимание, что недавно подняли пошлину на оформление (выдачу) загранпаспорта. Думаю, это первый звоночек, что рабочему люду хотят закрыть возможность эмиграции. Ведь на самом деле, если в России с одной стороны полностью демонтировать социалку, а с другой стороны перессорится со всем миром, то Запад, давно уже понимающий, что надо создавать противовес мусульманской иммиграции, может снова начать считать российских эмигрантов политическими и легко давать им виды на жительством (пусть и с правом трудоустройства лишь в закрытом перечне непрестижных профессий). И тогда из России начнёт утекать рабочая сила, а она нам так нужна, если мы не хотим окончательно превратить страну в азеро-узбеко-таджикистан.
С учётом того, что у нас рабочий люд поголовно в потребкредитах, думаю, решение будет простым: паспорт не выдаётся, пока не погашены все не обеспеченные залогом кредиты твои и супруга. Ипотека, столь популярная среди нашего класса, является как раз обеспеченным кредитом. А вот разные кредиты под покупку бытовой техники и иные потребтовары, таковыми не являются, равно как и задолженность по кредитным картам. Но денег на их гашение у этих товарищей нет (я-то могу раз в 10 лет поднапрячься и загасить всю задолженность по кредитным картам; а они – нет).
Веду речь к тому, что нам будет комфортно жить в новой России только в том случае, если она превратится в сословное общество. Если у нас будут де-факто одни права, а у рабочего люда – другие. Иначе наша экономика не выдержит. С трудом выдерживала при цене нефти за 100 баксов и при отсутствии затрат на противостояние с Западом. А сейчас единственный способ для нас сохранить (и улучшить) наш уровень жизни – это люмпенизация рабочего люда, сокращение потребления им товаров и услуг, лишение их детей доступа к социальным лифтам.
Идеальный вариант был бы, чтобы, как при Сталине, этот люмпенизированный люд каторжно трудился на строительство новой инфраструктуры, но боюсь, не получится (разве что Путину как-то удастся замотивировать бизнес вкладываться в импорт технологий и готовых решений для инфраструктуры).
А пока что, извините, нормальные дороги будут только в Европе. Но в Европу будем ездить только мы, извините. Видеть там те же рыла, которые я вижу на улице в своём городе – как-то не хочется.
Ежу понятно, что своими силами наш класс не может заткнуть хавальник рабочему люду, когда он поймёт, что государство окончательно прекращает его подкармливать, что работать придётся как в Китае или Юго-Восточной Азии. Это будет делать путинское государство и его силовой аппарат – в первую очередь во имя своей собственной безопасности. Нам крайне важно, чтобы в этой ситуации мы не стали щепками при рубке леса. Чтобы силовой аппарат чётко понимал – мы по сути своей такие же государевы слуги, которые хотят стабильности и, в общем-то, готовы пожертвовать существующими лишь на бумаге свободами, если будут неформальные гарантии, что жизнь конкретно нашего слоя будет оставаться на том же уровне. Мы не будем хипстеровать, мы не будем заигрывать с Западом, мы согласны играть в патриотизм (естественно, в культурный и прагматичный, а не в дугинский или, напротив, чудиновский бред), покуда у нас будет:
-доступная ипотека
-доступные качественные тачки и иные товары
-возможность давать нашим детям такое образование, которое самим фактом своего получения станет им путёвкой в жизнь
-квалифицированная медицинская помощь за необременительные для нас суммы
-возможность с прибылью инвестировать свои средства как в России (доход у нас должен быть больше, чем у рабочего люда на депозитах Сбербанка, но ПРИ ТОМ ЖЕ риске) так и зарубежом (ну извините, но при хреновой инфраструктуре на пенсию хочется выходить на Западе).
Мы ждём от власти сигнала и инструкций."
ru-economics.livejournal.com/991144.html

В определённом смысле, как человек корректный, из необразованных серых классов, я должен его -
поблагодарить, но его и так жизнь поблагодарит:

Нуивот в чём наш цимус

P.P.S. "мы согласны играть в патриотизм (естественно, в культурный и прагматичный, а не в дугинский.."
а он может и не согласиться, и тогда что? ( Игорь Иванович также может не согласиться с вашей точкой зрения, вот пичалька, не говорю уже о других серьёзных гражданах нашего государства).