Крест России
Название Карабаш по-татарски означает «чёрная голова». Это поселение возникло в начале XIX века после открытия здесь золотого месторождения. В середине того же века тут появилось и медное производство, до начала ХХ века носившее кустарный характер.
Для Карабаша всё изменилось, когда медеплавильные мастерские здесь выкупил англичанин Лесли Уркварт. В 1910 году он построил в Карабаше медный завод. Уже тогда это производство казалось современникам воплощением ада на земле. В 1911 году в Карабаше жил писатель Полонский, который в одном из своих стихотворений выразил всю тяжесть подневольного труда и невыносимые условия работы на медеплавильном заводе:
«Бледные лица, согнутые спины,
Жаром пылает кипящая медь.
Грохот колес от движения машины,
Стены качаются – страшно глядеть.
Носится облако дыма и смрада,
Грудь надрывается, нечем дышать…
В поле уйти бы от этого ада,
Дальше б куда убежать».
«Население Карабаша в нулевые ещё снизилось (смертность превышает рождаемость в 2,5 раза, плюс миграция из города) – до 12 тысяч человек. На комбинате сегодня работают 1,2 тысячи человек. Средние зарплаты рабочих, занятых, подчеркнём это, на особо опасном производстве – 16-18 тысяч рублей в месяц. Кстати, владельцы завода что-то не спешат завозить на него гастарбайтеров из Средней Азии, и вообще реалии тут опровергают главный тезис российских либералов: «Русский человек за маленькие деньги трудиться не будет» и «Русские разучились заниматься физическим трудом».
Несмотря на то, что медеплавильный завод считается градообразующим предприятием, но, как и в других таких же моногородах по России, его вклад в формирование местного бюджета ничтожен. Так, сегодня доходная часть Карабаша составляет около 450 млн. рублей. В 2011 году в казну Карабаша поступило от «Карабашмеди» всех поступлений всего-то 39,9 млн. рублей (т.е. около 9% доходной части бюджета). Из них 22,7 млн. составил НДФЛ (т.е. подоходный налог с работников комбаната), 9,3 млн. – аренда земли и 0,7 млн. – за негативное воздействие на окружающую среду. Кстати, официальная прибыль медно-сернистого комбината тогда же составила 140 млн. рублей, но памятуя о том, что он зарегистрирован в офшоре и вполне официально уводит деньги за границу, о настоящей величине прибыли кроме его владельцев не знает никто (злые языки говорят о 16-18 млн. долларах чистой прибыли, т.е. это больше всего городского бюджета Карабаша).
Как и везде в России, в Карабаше вороватая власть. Прежний мэр даже вошёл в энциклопедию российской абсурдности. По уставу города, мэру, которого не избрали на очередной срок, выплачивается «пособие по безработице» в размере трёх окладов. После выборов в марте 2010 года мэр Мусса Дзугаев, уголовно осужденный за взятку, умудрился получить это «пособие» в размере 175 тысяч. Деньги из кассы администрации выдали его родственникам (так как сам он в это время сидел в тюрьме).
Нельзя сказать, чтобы власти области и страны не знали о бедственном положении Карабаша. Ему регулярно выделяются деньги на очистные сооружения в городе и на рекультивацию ядовитых отвалов (в последние годы – до 250 млн. рублей). Руководство комбината при этом вполне официально заявляет, что не имеет отношения к загрязнениям прежнего собственника, а потому никаких денег на очистку отвалов и водоёмов выделять не будет. Максимум, на что раскошеливается тандем двух эффективных собственников – на регулярные штрафы за отравление окружающей среды.
Но и эти в целом немалые деньги не способные улучшить экологическую обстановку в городе, максимум, на что хватает этих вложений – уменьшить текущие выбросы комбината. Земля и водоёмы тут отравлены так, что восстановить их, пожалуй, не сможет уже никто. Жить в таком городе – это просто преступление против человечности. По-хорошему, надо закрывать здешний комбинат-отравитель, людей выселять отсюда, а саму зону обносить колючей проволокой.
Ничего фантастического в таком сценарии нет. Как закрывать предприятие – показал случай с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом, в этом нет ничего сложного. Как закрывать опасную зону – есть пример Чернобыля. Наконец, переселение 12 тысяч человек из Карабаша. Местные околовластные политологи подсчитали, во сколько это может обойтись – в 20 млрд. рублей (т.е. примерно расходы на уровне 1,3 млн. рублей человека). Разумеется, найдутся неолибералы, которые заведут заезженную пластинку «Денег нет!». Но вот на Украину у них 15 млрд. долларов есть (500 млрд. рублей, переселение 25 таких моногородов, как Карабаш), а на людей в России нет
Ежегодный объём выбросов в атмосферу ядовитого сернистого ангидрида заводом в 2005-2008 годах составлял 120 тысяч тонн (около 9 тонн на одного жителя города). Окрестности комбината (и города) практически лишились растительности. Сегодня некое подобие очистительных сооружений снизило выброс в атмосферу сернистых газов до 12-15 тысяч тонн в год. Для сравнения: выбросы по всей Канаде в 2010 году составляли 2244 тонны SO2, что в несколько раз меньше, чем от одного Карабашского медеплавильного комбината.
Исследования учёных качества атмосферного воздуха показало очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в Карабаше. Концентрация свинца в городе превышала ПДК в 156 раз, окислов серы – в 11,5 раз, меди – в 3,4 раза. В питьевой воде по опасным для здоровья веществам (формальдегид, тяжёлые металлы) их предельно допустимые концентрации были превышены в 10-15 раз.
Нет ничего удивительного в том, что средняя продолжительность жизни горожан составляет 38 лет. Правда, местные власти обтекаемо говорят, что «продолжительность жизни в городе не дотягивает до 50 лет».
ttolk.ru/?p=19516
Пример Карабаша показывает, что Россия исчерпала модель даже первого передела сырья – выплавки металла, производства химикалий и т.п. Люди на таких производствах получают ничтожные деньги (на уровне 350-400 евро в месяц), местные бюджеты не видят от них денег (напомним, в Карабаше медный комбинат наполняет местный бюджет на 9%; если посмотреть другие моногорода, ситуация будет похожей – в большинстве случаев – до 20% местного бюджета), основная прибыль перекачивается в Лондон и офшоры, а также «сверхпотребляется» кучкой нуворишей. При этом такой первый передел сырья сопровождается жуткими экологическими проблемами и ухудшением качества жизни.»
Здесь установлен самый большой поклонный крест в России. Его размер – 12 метров в высоту и 7 метров – «размах».
Местный форум с фото karabash.spybb.ru/viewtopic.php?id=221&p=3